Поднял тему всвязи с тем что народ периодически-таки обращается по поводу светодиодов (хотя в сети можно найти похожие варианты) да и обещал я когда-то выложить схему и расчёты. Каждому объяснять - терпелка заканчивается,проще всё-таки объяснить один раз, потом - ф"поиск!
Итак, стоп на диодах.
Что почитать для начала: http://www.archangelsmoto.ru/diods.html - рекомендую.
http://cb-1.ru/forum/viewtopic.php?id=4648&p=1 – обсуждали на форуме, здесь же и обещал), в-принципе можно заглянуть.
Исходя из например этого типа (TLWR9900, красный 90" 4500 мКд): диоды достаточно мощные.
http://www.chip-dip.ru/product0/944313141.aspx
Для расчётов будем использовать следующие параметры:
- оптимальный ток диода 70 mа;
- оптимальное напряжение 2,2 В.
Схемы подключения народ ваяет разные, но ИМХО оптимальным будет вариант параллельного соединения последовательных цепочек диодов (см. первую ссылку). В- принципе там всё расписано достаточно подробно, могу лишь дать несколько практических рекомендаций.
Берём исходную схему:
http://photofile.ru/users/redkus/244686 … nImageLink
..и немного её переделываем:
- бустерная цепочка R3, C2, R4 не особо и нужна, но если охота попрактиковаться лишний раз в пайке, то можно и сделать (пробовал паять стопарь и с бустерной цепочкой – стопарь работает но «на глаз» различий никаких. Посему и перестал с ней заморачиваться)
- убираем конденсатор С1, в нашем случае в нём нет смысла да и исчезнет взаимное влияние схем стопа, габаритов и подсветки номера при монтаже на одной плате.
- диоды VD1..VD5 с R1 тоже убираем за ненадобностью.
Получаем следующее:
http://photofile.ru/users/redkus/2446862/124002576/
Количество диодов в цепочке выбираем исходя из следующих соображений:
1. Их количество в цепочке должно быть по возможности максимальным;
2. Нам ещё резистор ставить – не забываем.
То есть при расчёте на напряжение 12В: если возьмём 5 диодов, то получим 5*2.2В=11В. Это неправильно, так как нам ещё резюк ставить, да надо учесть возможность работы с подсаженным аккумом. То есть оптимальным количеством диодов ПРИ ЭТИХ ПАРАМЕТРАХ считаю 4 штуки в цепочке.
3. Количество цепочек – по желанию, НО: слишком ярко тоже нехорошо; у стабилизатора конечная мощность; количество диодов стопа должно как минимум в 2, а лучше в 3 раза превышать количество диодов габарита - для хорошей читаемости..
Дальше всё предельно просто.
Расчёт резистора R2:
R2= 1.2В/ Iсум. Где Iсум – суммарный ток, текущий через все цепочки. Т.е. если у стопа 2 цепочки диодов, то Iсум=I1+I2 или I1*2(если все диоды и резюки одинаковые).
Ток в каждой цепочке должен равняться номинальному току диодов в этой цепочке, т.е. 70ma. Получаем, что при двух цепочках Iсум=70*2=140ma. (Соответственно при 3х цепочках Iсум=70*3=210ma и т.д. )
Отсюда R2=1,2В/0,140А=8.57Ом (округлим-8,6 Ом)
Мощность резистора R2:
Р=Iсум(140ma)*1,2В=0,168Вт. Т.е. номинала в 0,25Вт вполне хватит.
Расчёт резисторов R в каждой цепочке:
R=(напряжение бортсети (считаем12В) минус суммарное напряжение на 4-х диодах (2,2В*4=8,8В))/ток в цепочке(70ma)
То есть R=(12В-8,8В)/0,070А=46 Ом.
Считаем мощность Резюков R:
P=напруга на резюке(12В-8,8В)*ток в цепочке(0,070a)=3,2*0.07=0.224Вт. Я бы взял 0,5Вт.
Для подсветки номера использовал одну гирлянду из 2-х белых диодов серии TLWW:
http://www.chip-dip.ru/product0/425143898.aspx
На схемы габарита и подсветки номера тоже ставил стабилизаторы. Один стабилизатор на все схемы ставить не рекомендую, июо параметры диодов "гуляют", не вдаваясь в технические подробности - можно их пожечь..
Как это выглядело «в железе» у меня:
http://photofile.ru/users/redkus/2446862/ - самый первый вариант;
http://photofile.ru/users/redkus/2613949/ - на сибиване;
http://photofile.ru/users/redkus/115277709/ - на Сутере (правда на фото включён только габарит, горящий стоп не фотал).
До кучи: как выглядят (Поворотники LED +габариты LED) + схема аварийки:
http://photofile.ru/users/redkus/2503802/
Плюсы: больше яркость стопа/габарита, диоды можно расположить на плате как душе угодно- есть простор для фантазии, диоды не стряхиваются, в разы меньше потребление энергии (актуально когда стоишь ночью на обочине). Светодиодные поворотники в режиме аварийки (работают все четыре) очень мало кушают (особенно актуально если поломался и стоишь куришь бамбук).
Минусы: много возни). Например, я так и не заморочился массовым травлением плат, ибо делал штучные заказы. Такие проще вЫрезать.
Собственно, на этом всё.. Творческих вам успехов
Отредактированно Monk (19.01.2009 03:03:37)
Неактивен
ну ты манияк Дим
всё разжевал
спасиба!
Неактивен
Ещё не всё разжевал..
..Продолжаем разговор..
Теперь непосредственно по самой плате стопаря - тем кто хочет сделать по аналогии с фотами.
Нужна фольгированная с двух сторон заготовка, 22 мощных красных светодиода - 16 на стоп и 6 на габариты (я использовал Kingbright L-7676CSEC-H, но TLWR9900 будет ничуть ни хуже и по габаритам они идентичны), 2 мощных белых светодиода серии TLWW, 3 микросхемы LM317T (полный аналог - КР142ЕН12А) для стабилизаторов, малый алюминиевый уголок для кронштейна платы подсветки номера http://photofile.ru/users/redkus/244686 … nImageLink , тестер, паяльник, красный контактный флюс (с ним паять НАМНОГО удобнее чем с обычным флюсом, продаётся в маленьких баночках в Чип-и-Дипе), немного проводов (гибкий медный многожильный), лампочку стопа (можно испорченную- всё равно нужен только цоколь), и какое-нибудь средство для герметизации проводки. Я использовал такую штуку:
http://photofile.ru/users/redkus/261394 … nImageLink Аэрозоль, создаёт стойкую влагонепроцицаемую плёнку.
Для начала делаем вот такую заготовку: http://photofile.ru/users/redkus/2613949/115288884/ Плата абсолютно симметричная с 2х сторон.
Для стопа - 4 цепочки по 4 диода, для габарита - 2 цепочки по 3 диода, подсветка номера-1 цепочка с 2 диодами. Схем стабилизации 3 штуки - для стопа, габаритов и на подсветку. Расчёты для каждой схемы стабилизации разные (количество или тип диодов-то разные). Правда суть расчётов везде одинакова).
Дорабатываем напильником, размечаем и сверлим отверстия 0.5-0.8мм, прорезаем канавки (удобно делать обломком ножовочного полотна), и получаем вот что: http://photofile.ru/users/redkus/261394 … nImageLink
Большие отверстия по бокам - для установки в фонарь: http://photofile.ru/users/redkus/244686 … nImageLink Чтобы плата не болталась, можно использовать куски топливного шланга: http://photofile.ru/users/redkus/2446862/44660186/
Собственно всё втыкаем, запаиваем.. Для лучшей виброустойчивости лучше пропаять элементы с 2х сторон где это возможно.
Подсветка номера: http://photofile.ru/users/redkus/2446862/44660222/ Цепочка должна состоять из 2х диодов приведённого мной типа, на фото-эксперимент)
После сборки и проверки заливаем плату изолятором (см.выше). Главное- не залить линзы диодов)) Впрочем, как раз линзы неплохо от него очищаются..
Как запитаться от мота, надеюсь подробно пояснять не надо. http://photofile.ru/users/redkus/2446862/45193420/
..впрочем, ладно. Разбили лампу стопаря, взяли цоколь, выпотрошили, подпаялись к нужным контактам внутри цоколя, вставили согнутую железку (мощную скрепку) в кембрике - для того чтобы удобно было девайс отсоединять, залили цоколь внутри чем-нибудь(клеем, паяльным пластиком, эпоксидкой - всё равно), и собсна всё).
Результат вы видели. И попробуйте только сказать что и сейчас не понятно))
Пишите, если чего.
Отредактированно Monk (19.01.2009 15:26:22)
Неактивен
Марсианка - предупреждение за флуд и оффтоп.
Неактивен
Димыч написал:
Марсианка - предупреждение за флуд и оффтоп.
Давно пора.
По теме.
Изготовление своей платы - процесс все же нудный. Я бы взял макетную плату - это такая плата с кучей дырочек и колечек вокруг них или с кучей квадратиков под SMD монтаж. Дорожки организуются путем спайки соседних колечек/площадок.
Неактивен
DerSchlang написал:
Димыч написал:
Марсианка - предупреждение за флуд и оффтоп.
Давно пора.
Ты предупреждения тоже уже получал. так что "...мычала, а твоя бы молчала"
Неактивен
DerSchlang написал:
По теме.
Я бы взял макетную плату
Макетная плата-штука хорошая для экспериментов, а на постоянку она не очень годится. Причина - перемычки приходится организовывать проводами, просто пропаивать не получается. А провода и хорошая виброустойчивость - вещи практически несовместимые. Меньше проводов - выше надёжность. С этой целью и рекомендую двустороннюю зеркальную плату, элементы пропаиваются с двух сторон.
Неактивен
Сам я такую штуку сделать не смогу, а вот если заказать... Это намёк.
Неактивен
Намёк принят)) Раз поступило предложение спаять стоп на сибиван, может ещё желающие найдутся? Мне так проще будет, пока есть немного времени - возьмусь спаять несколько штук. Буду ли потом браться за одиночные заказы - сложно сказать..
Цена вопроса - пока 1500дер. Если поднимут цены на диоды и микросхемы- цена будет соответственно выше.
В плане посмотреть вживую- мой светодиодный стоп остался по-моему только на сибихе Фантома. Остальные попродавали - поменяли нормальный сибиван на какие-то крупнокубатурные скрипящие телеги))
Кому-то я год назад ещё обещал спаять, да не сделал- не до того было.. Напомните если ещё в силе))
Неактивен
Если я правильно всё понял.То получается что на габариты и подсветку номера которые светятся всегда, идёт ток 2.1А (3 х0.7)хотя при двух лампах по 5W( у меня по крайней мере в стопе стоят 2Х21\5W) он составляет 0.83А. Нагрузка больше в 2.5 раза.
В общем везде плюсы и минусы.С одной стороны конечно бОльшая надёжность.С другой,если где нибудь в дали от мест обетованных гавкнет LM,то кирдык :-( .(в отличие от ламп которые можно купить :-))
Отредактированно Xoxol75 (26.01.2009 19:43:10)
Неактивен
Xoxol75, 70ma - это не 0,7 а 0,07А. Соответственно 3 по 0,07 = 0,21А и суммарная нагрузка (габариты + подсветка номера) меньше в 4 раза. Внимательнее надо быть)
Надёжность диодов выше чем у ламп - это и теория и практика и личный опыт. А если уж кирдыкнется, - снимаешь плату и втыкаешь лампу. Делов на 30 секунд)) Разъём-то и сам фонарь остались без переделок.
Отредактированно Monk (26.01.2009 20:13:14)
Неактивен
Патент оформляй за собой, а не распинайся, шо да кабы. Разнюхают конкуренты - обидно за Державу.
Неактивен
Monk написал:
Xoxol75, 70ma - это не 0,7 а 0,07А. Соответственно 3 по 0,07 = 0,21А и суммарная нагрузка (габариты + подсветка номера) меньше в 4 раза. Внимательнее надо быть)
.
Я идиот :-) Прошу прощения.
Неактивен
Дим +1 на сие "чудо"
Мне понравилась технология... что хрясь засунул... потом хрясь высунул и всунул обыч лампу... дело 5 секунд.
Хотя тогда еще вроде сырой вариант был...
Кстати, отражатель подгибать уже не надо?
Вообщем я в очередь Продавать Сибиван пока не собираюсь... а порадовать себя и его хотелось бы
З.Ы. Не ожидал что согласишься на производство... все-таки время... требует Иль сознайся, те просто в удовольствие попаять?
Неактивен
2 Xoxol: бывает... Просто будь внимательнее;)
marsianika, да если б бизнес был, а так- да на здоровье))
2 TILL: да, с момента изготовления первого стопа технология малёк поменялась и подгибать уже не надо) Хотя тот "сырой" вариант до сих пор жив и как я понимаю очень даже здоров).
Да какое производство? ИМХО Сибивановцев не так много как кажется... Скорее в удовольствие и с пользой (пока немного времени есть) - для себя и народа двухколёсного.
Неактивен
Дорогие друзья, а что вы думаете об этом? http://www.netuning.ru/index.php?categoryID=48
у меня на КТМ такая стоит. светит здоровско )))
Неактивен
Ну наконец-то)) Давно пора сим девайсам появиться на рынке, удивительно что так долго тянули. Значит и светодиодные фары не за горами. А то в новые машины ставят, а в свободной продаже светодиодных фар фиг найдёшь.
По существу - пробовать надо эти лампы.
Дим, сфотай плз как у тебя светит - интересно однако)
Неактивен
Я видел даже светодиодные лампы для головной оптики. Но сделаны они были из кучи диодов, так что ИМХО, свет будет во все стороны, но только не вперед.
Неактивен
маньяк зачёт!
Неактивен
Сегодня вставлю в автомобильный фонарь - заодно сравнить как светит по сравнению с обычной лампой.
Сфотографирую, выложу вечером.
Если не забуду
Неактивен
Попробовали вчера с Ильей - не понравилось ни разу. В режиме габарита - чуть ярче лампы накаливания. В режиме стопа - заметно слабее.
Даже фотографировать не стали. Может конечно у меня лампа не супер мощная. их несколько разновидностей бывает.
По этой теме вот что нарыл: www.drive2.ru/cars/chevrolet/spark/spar … 419755808/
Неактивен
2 Xoxol75: Насколько я понимаю, расчёт ты делаешь для габарита. Так как габарит работает постоянно, то лучше взять ток чуть меньше чем чуть больше - визуально разница небольшая, зато будет запас прочности для диодов.
Для сопротивления 8,2Ом при двух цепочках диодов ток будет 1,2/8,2/2= 73мА, а при сопротивлении 9,1-ток равен 1,2/9,1/2=67мА.
Я бы взял 9,1Ом.
Неактивен
Imperza написал:
Попробовали вчера с Ильей - не понравилось ни разу. В режиме габарита - чуть ярче лампы накаливания. В режиме стопа - заметно слабее.
Даже фотографировать не стали. Может конечно у меня лампа не супер мощная. их несколько разновидностей бывает.
По этой теме вот что нарыл: www.drive2.ru/cars/chevrolet/spark/spar … 419755808/
Да, как-то кисловато выглядит. И хотя это уже второе поколение подобных ламп - себе такое не взял бы..
Неактивен
ТЫ там это... дожись самых-самых, и ток потом за работу принимайся
Неактивен